Эмо в России
Сложно
назвать хотя бы одну молодежную субкультуру, родиной которой не является
Америка. В этом смысле эмо – не исключение. Изначально эмо сформировалось
как музыкальное течение, представлявшее собою одну из разновидностей
панк-музыки. Главная особенность музыки эмо — чрезвычайно живое, лиричное и
эмоциональное исполнение очень личных, глубоко прочувствованных текстов.
Считается, что формирование эмо как самостоятельного музыкального движения
произошло в 1984 году с появлением группы «Rites of Spring». Впоследствии
слово эмо (emo, от английского emotion) стало обозначать не только
музыкальное направление, но и мировоззрение, образ жизни и своеобразный
стиль поначалу небольшой группы людей.
Субкультура эмо в России появилась сравнительно недавно
– только к концу 90-х, и в данный момент переживает пик своей популярности
среди молодежи. Обладая некоторой самобытностью, эмо в России все же
наследует черты других субкультур, господствовавших ранее. Для эмо в России,
точно так же, как и для хиппи, панков, готов и остальных, характерен
своеобразный сленг, изобилующий нарочито исковерканными англоязычными
выражениями.
Как пример можно вспомнить хипповское «герла» и
сравнить его с «эмо-герл», или «эмо-кид». И вообще, если отбросить всю
мишуру и покопаться в идеологии, можно заметить некоторое забавное сходство
субкультур эмо и хиппи – и те и другие беззлобны, миролюбивы, отличаются
стремление в справедливости и глубокими переживаниями по поводу
несовершенства мира, а самое главное – и те и другие искренние, и что
называется «настоящие». Если тебе плохо – плачь от горя, если тебе хорошо –
плачь от счастья, если тебе весело – смейся, а если больно – кричи. Сорви
маску! Будь собой, будь настоящим, и ты никогда не будешь одинок — тебя
всегда найдут такие же искренние и настоящие люди.
Во главе угла философии эмо самая вечная ценность из
всех вечных ценностей – любовь. Настоящая, искренняя, горячая любовь,
которая не нуждается в формах и условностях. Испытать такую любовь –
настоящее великое счастье, которое не надо скрывать, которое достойно того,
чтобы о нем узнали все. В то же время, разочарование (особенно в любви) эмо
переживают так же глубоко, как и счастье, и суицид среди эмо – далеко не
редкое явление. Казалось бы, ну и что тут особенного – абсолютно все люди
глубоко переживают и счастье и несчастье, а
многие даже из-за какой-нибудь мелочи способны впасть в депрессию, чем же
эмо отличаются от остальных людей? По-видимому, коренное отличие эмо – это
публичность, все эмоции напоказ. В среде эмо не принято скрывать своих
чувств, здесь их принято демонстрировать.
Можно много говорить о философии эмо, но все это не в
полной мере отразит истинное состояние эмо. Лучше просто вспомнить об одном
факте. В России первым эмо едва за двадцать, а массовое распространение эта
идеология получила среди возрастной категории 13–17 лет. Этим сказано все.
Эмо – это эмоциональный подросток, которому жаль расставаться с детством, а
приходится (отсюда пристрастие к плюшевым игрушкам, из которых обычно дети
вырастают к средней школе), которого никто не понимает и не хочет понять,
которому все желают зла (даже собственные родители), которому вечно
приходится делать то, что не хочется, которого преследуют ровесники и
которого никто не любит. Классическое подростковое «весь мир против меня» —
это эмо. Если в Америке и Европе эмо – это средний класс, то в России эмо
изначально распространялось в основном среди детей из обеспеченных семей,
которые либо бунтовали против гиперопеки, либо, наоборот, пытались привлечь
к себе внимание слишком занятых родителей. Сегодня эмо в России широко
распространяется среди подростков из семей с разным уровнем дохода, и вечная
подростковая проблема, где взять необходимую сумму денег на понравившиеся
ботинки, значок или диск эмо совершенно не чужда.
У
каждой субкультуры есть свои определенные «фишки», позволяющие выделить ее
представителей из серой массы (всем известно, что подростки любят
выделяться), и здесь эмо тоже не является исключением. Эмо можно легко
узнать по прическе. Среди эмо в моде темные, прямые волосы, с неровно
выстриженной челкой, зачесанной так, чтобы обязательно закрыть один глаз.
Зачастую одна или несколько прядей обесцвечены или выкрашены в ярко-рыжий
или розовый цвет. В одежде эмо черный цвет является ведущим, однако на его
фоне обязательно должны быть какие-нибудь яркие детали, как правило, розовые.
Сочетание черного и розового – визитная карточка эмо. Среди эмо в чести
обилие косметики, а черная подводка для век и черный лак на ногтях (иногда
напоминающий готов) – вообще необходимый атрибут эмо обоего пола. Если
добавить сюда еще однотипную прическу, пирсинг на всех открытых частях тела,
спортивные ботинки, узкие брючки и одинаковые, явно детского размера, маечки
с яркими эмблемками или глупыми надписями, то становится несколько
затруднительно ответить на вопрос кто же этот субтильный подросток – эмо-бой
или эмо-герл. Дополняют облик эмо большая бесформенная сумка (или рюкзак с
одной лямкой) и обилие значков, булавок и нашивок не только на сумке, но и
на одежде. Значок – это важно. Именно на нем нарисовано и написано то, что
эмо хочет сказать окружающим.
В настоящее время эмо в России проходит
период, который прошла каждая субкультура на пике своей популярности. Среди
эмо ясно выделяется группа тру-эмо (англ. true – настоящий, истинный), в
противовес тем подросткам, кого привлекает не только и не столько
философия эмо, а скорее яркая мишура своеобразного эмо-стиля. При знакомстве
друг с другом, эмо теперь выясняют «истинность» эмо. Считается, что тру-эмо
никогда не скажет, что он эмо-кид, но все это увидят (даже если у него
светлые кудрявые волосы, нет значков, а глаза не подведены и не заплаканы).
Тру-эмо пропагандируют здоровый образ жизни (во всяком случае, отказ от
алкоголя, табака и наркотиков, многие придерживаются вегетарианской диеты),
именно с тру-эмо связана концепция sXe (от «straight edge»). В среде эмо не
принято пить алкоголь (а тем более хвастаться этим) или
курить, они слишком любят жизнь и прекрасно понимают, что здоровье одно и
второго не будет, а значит не стоит гробить его в молодости. К своим
ровесникам, павшим жертвами моды эмо, одетым и стриженным «под эмо», режущим
вены при каждом удобном и неудобном случае и пользующимся луком, чтобы глаза
выглядели заплаканными, тру-эмо относятся с пренебрежением, или даже с
некоторой враждебностью.