Когда расцветшая послевоенная экономика Англии дала
молодым людям рабочие места - это создало класс - класс молодых людей,
зарабатывавших приличные деньги физическим трудом (это были заводы,
ремонтные мастерские - в общем не работа клерков). Но все связано в
экономике, и новые предприятия породили немало рабочих мест и для "белых
воротничков" - клерков, менеджеров и т.д. Молодые люди, пришедшие на эти
места, были лучше образованы и более "современны" - они слушали
"прогрессивную" музыку, носили модную одежду, ездили на защищающих их от
грязи и не оставляющих масляных пятен на одежде скутерах и т.д. и т.п.
Это были, в основном, городские жители, начиная с
тинейджеров. Рокеры - все оставалось в силе - эти ребята были "попроще".
Кожа - защита от погоды, падений и масла (когда первые японские мотоциклы
прошли тесты у английских мотожурналистов, один из них с восторгом написал,
что после поездки на его брюках не было ни одного масляного пятна!). Музыка
- рок-н-ролл, рокабилли. Разговоры - грубоваты, образование - невысокое. В
общем, это были наследники "тедди бойз", тогда как модов можно назвать
наследниками "денди". Да и жило большинство рокеров в пригородах, маленьких
городках или деревеньках. Все предпосылки для стычек были под рукой. И
главной причиной стали не классовые отличия, но отчасти порожденные ими
культурные и эстетические противоречия. Это не было классовым
противостоянием - это было противостояние, порожденное конфликтом между
новой волной молодежи с новыми ценностями и теми, кто "взбунтовался" раньше
на несколько лет. Но ни те ни другие не были "представителями зла". Просто
их разделяло слишком много, и это не могло не вызвать противоречий. Рокеры
считали Модов снобами и сопляками. Моды считали Рокеров устаревшими и
чумазыми. В общем - сосуществовать мирно было трудно. Так родилась (в
основном благодаря прессе и кино, но об этом позже ) легенда о Модах против
Рокеров Рождение Mods (от Modernists).Трудно сказать когда началось это
противостояние. Рокеры, как субкультура, существовали еще до начала 60-х.
Модов "заметили" в прессе в 1962-м. В этом году экономика Англии переживала
второй с послевоенных времен бум. Естественно, этот бум повлек за собой и
культурный бум. Новая музыка, новые идеи, новое "молодежное" средство
передвижения -Веспа или Ламбретта - все это было идеальной сценой для нового
движения. И Моды были на самом гребне этой волны.
Итак, как выглядели и чем жили эти ребята. Основные
интересы: Музыка: modern
jazz,The Who, Small Faces, The Jam, The Yardbirds. Одежда: модная
молодежная одежда (псевдовоенный стиль, пончо, короткие плащи, теннисные
рубашки, армейские ботинки, мокасины - все яркое и недешевое ). Чрезвычайно
популярными были бесформенные армейские куртки-парки. Они прекрасно защищали
от непогоды и не стесняли в выборе того, что одевалось под них. Транспорт:
итальянские мотороллеры, Веспа или Ламбретта, увешанная иногда десятками
хромированными зеркал, дугами, антеннами. Высокие спинки сидений, шины с
белыми полосами. Скутер мода обычно был надраен до зеркального блеска, но не
отличался функциональным тюнингом. Группы: Асы - элита, самые передовые,
образованные и бесспорно признаваемые лидерами движения Модс. Ну и Тикетс -
в основном тинейджеры, весьма агрессивные, подогретые амфитаминами, не
отличающиеся большой фантазией и практически идущие по следам Асов - как
считают сами моды - немного ближе к рабочему классу. Места встреч: у Асов
это серьезные музыкальные клубы, где играла интересная и новая музыка прежде
всего. У Тикетсов - дэнсинг-холлы и ночные клубы, в основном в Восточном
Лондоне. Поведение: Модс были моложе и, как результат - агрессивнее чем
Рокеры. Моды в массе были младше (до 20 лет), в то время как рокеры в 60-х
были в основном 21-25 лет. Выкидные ножи были довольно популярны у модов. К
тому же они нашивали рыболовные крючки на отвороты своих пальто - в драке
хватание за отвороты воротника было опасным. Большая часть потасовок
инициировалась именно Модс, как это ни парадоксально. Рокеры были больше
увлечены тем, как "сделать тон" (100 миль в час, причем исключительно в
темное время суток и в плохую погоду), переделкой мотоцикла и гонками от
светофора к светофору между кафе. Практически все серьезные стычки
происходили "на выезде". По субботам и так называемым "bank holiday" Моды и
Рокеры выезжали (не слишком отличаясь от большой части Англии) на побережье
- в Маргет, Брайтон или Клэктон. В тех ситуациях, когда такие массовые
выезды сталкивались друг с другом -возникала драка. Странно то, что особо
крупных стычек все же не происходило. Обычные же жители прибрежных городов в
это не вовлекались и в стычках этих не страдали. Страдали в основном навесы
и столики на пляжах. Моральная паника. Англия 60-х породила массу молодежных
движений. Тем не менее английское общество оставалось в массе своей
обществом склонным к традиционализму и неким "моральным устоям". Именно это
общество крайне негативно отреагировало на Модов и Рокеров,не различая и не
разделяя их. В этих движениях английские обыватели увидели опасность
разрушения привычной морали. Пресса сыграла в этом одну из решающих ролей.
Описывая рокеров (уже привычно позиционированных как "bad guys" ) и модов,
английские газеты создавали не просто образ непривычного социального
явления, но образ угрозы английской морали и жизненным устоям. Это, в свою
очередь, эскалировало негативное отношение со стороны обывателей, полиции и
правительства. 17 мая 1964 года был одним из "bank holidays". Как всегда
многие англичане решили провести этот день на побережье - погода обещала
быть хорошей. По странному стечению обстоятельств (это не было никоим
образом запланировано)одновременно огромное количество модов и Рокеров
решили провести этот день в Брайтоне. Естественно столкновение было
неминуемо. Согласно свидетельствам очевидцев и ныне пожилых бывших модов и
рокеров - начали все именно Моды. В городе их собралось огромное количество.
В какой-то момент (никто уже не может сказать, что было исходной
причиной)моды, вооружившись камнями с пляжа бросились "охотиться" на
рокеров. Две довольно большие группы модов и рокеров (хотя справедливости
ради - надо отметить, что модов было НАМНОГО больше) столкнулись в массовой
драке на пляже в Брайтоне. Постепенно беспорядки и драки переместились на
улицы Брайтона. Спешно собранные около 100 полицейских были не в состоянии
остановить столкновения. В конце концов враждующие стороны были разогнаны,
более 50 человек арестованы. Суд над арестованными был публичным процессом,
старательно раздутым прессой. Однако никто не был убит, огнестрельное оружие
на применялось, и скандал не так долго продержался на первых полосах газет.
Но ярлык был приклеен навсегда. Причем без разделения на рокеров и модов.
Судья, который вел процесс, назвал участников этих беспорядков "Опилочными
Цезарями" - трудно сказать, что это означает для англичан, но смысл понятен.
Термин прижился и прочно засел в мозгах рядового англичанина. Этот инцидент
был и остается самым известным эпизодом в истории Модов и Рокеров, причем не
из-за серьезности реальных событий, а из-за освещения прессой и, прежде
всего, из-за фильма , снятого в 1979 году "Quadrophenia" (напоминает историю
с беспорядками в Холлистере, не правда ли?). Этот фильм по сей день является
культовым для англичан, и прежде всего, для жителей Брайтона. Для туристов
проводятся туры по истории "битвы" в Брайтоне и местам съемок фильма.
Удивительно то, что гораздо более серьезный инцидент, имевший место в
пасхальное воскресенье того же 1964 года в Клэктоне, привлек меньше
внимания. Этот инцидент считается первым официально зафиксированным массовым
столкновением Модов и Рокеров. Две изрядные группы, столкнувшиеся "на
выезде" устроили массовую драку, используя в качестве оружия пляжные зонты.
Пострадало немало окон в ближайших домах, и 97 человек было арестовано.
Газеты вышли с заголовками "День террора группы скутеристов" (Дэйли
Телеграф) и "Дикари вторглись на побережье - 97 арестов" (Дэйли Миррор ). Но
об этой истории не сняли фильм - и она канула в лету. Новое поколение.
Первыми ушли рокеры. Это был естественный процесс - и Моды тоже продержались
недолго. К 1966 году их движение просто стало неинтересным новой молодежи -
пришли хиппи. Моды ушли в прошлое, оставив о себе экскурсию по местам
"большой Брайтонской битвы", фильм "Quadrophenia" и новый термин "паника
морали". Собственно термин появился только в 1987 году - после опубликования
исследований социолога Коэна, который строил свою теорию, наблюдая стычки
рокеров и модов, а фильм в 1979 - но герои и того и другого были все еще
узнаваемы. Странно сложилась судьба тех из Модов, кто в их собственной
классификации стоял на нижней ступеньке философии и эстетики движения. Они
постепенно трансформировались - появились ботинки Доктор Мартинс, раньше
коротко стриженые волосы стали просто сбриваться, к модовским армейским
курткам добавились элементы одежды молодежи из рабочих классов. Они
сохранили некоторые из базовых аттрибутов модов - музыку, джинсы Levi's,
спортивную одежду Fred Perry - но это пожалуй и все. Так возникли скинхэды.
Но по сей день уже пожилые люди - бывшие Моды и Рокеры устраивают "re-unions"
в местах, где прошла их бурная молодость. Оплотом бывших Рокеров было и
остается легендарное "Ace Cafe" в Лондоне - это кафе превратилось в
исторический центр. Там вы можете не только выпить кофе или пива в
аутентичной обстановке, но и купить классическую рокерскую мотоодежду и
аксессуары, обменяться технической информацией или найти недостающую деталь
к любовно восстанавливаемуму Триумфу или Нортону. Там же проводятся
регулярные официальные "re-unions" рокеров и там же начинаются их
мотопробеги. Для Модов подобные места сосредоточены по географическому
расположению. В Брайтоне можно зайти в магазин Jump the Gun и приобрести
аутентичную одежду и аксессуары Модов. Регулярные "re-unions" происходят в
основном в тех же кафе, где собирались когда-то, но все это приобрело
характер клубов любителей классических скутеров, а не встречи модов.