ГОТЫ
- КТО ОНИ?ПОЯВЛЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ ГОТОВ В самом конце 70-х панк-волна в Англии
стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения
и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское музыкальное
течение, которое не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть
панк-групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более
декадентский, и таким образом сформировала готическую пост-панк волну.
Аудитория не отставала от своих кумиров в плане имиджа и общую эстетику
этого периода можно описать как «темный панк». «Темные панки»,
предшественники современных готов, были близки по идеологии к своим прямым
предтечам – панкам, только тотальный нигилизм панков был несколько смягчен и
приобрел более декадентские черты. На прямую связь указывает хотя бы то, что
до сих пор используемый девиз готов “Goth’s Undead” напрямую перекликается с
девизом панков “Punks Not Dead”. Имидж готов также возник путем
трансформации панковского имиджа - на головах остались ирокезы (выбритые
виски до сих пор - отличительный признак готов), только ирокезы приобрели
черный цвет и иногда уже не ставились торчком, а зачесывались на одну
сторону (отсюда и происходит существующая до сих пор основная прическа
готов). В одежде тоже стал доминировать черный цвет.
Точкой отсчета истории готической субкультуры считается
1979 год, а точнее выход в этом году сингла пост-панковской команды Bauhaus
“Bela Lugosi’s Dead”, который прозвучал в фильме «The Hunger». С середины
80-х поднимается вторая волна gothic групп - The Shroud, Rosetta Stone,
London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti, etc и появляется
сообщество людей, называющих себя готами, формируются основные представления
о gothic культуре, понятия о готическом мировоззрении. Образовавшееся
сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому"
наследию –
художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком
диапазоне.
Культовую популярность приобретает писательница Анна
Райс, автор новелл о вампирах. В этот период сформировался базис современной
готической субкультуры.
Наиболее активно готическая сцена развивается в
Германии, Америке и Англии. Также существенные изменения происходят в музыке
- формируются новые готические стили – darkwave («темная волна»), ethereal,
dark folk («темный фолк») и другие, соответственно разделяется и аудитория.
Разделение происходит не только по музыкальным пристрастиям, но и по "видам"
- появляются различные типы готов (см. ниже). В целом для этого периода
характерна достаточная закрытость культуры по отношению к внешним влияниям.
В результате к середине 90-х мировая готическая субкультура уже имела
сильную и очень развитую изолированную инфраструктуру - готические журналы,
радио, символика, клубы, магазины, и т.д.
МЕСТА ТУСОВОК
Готическая субкультура, как и любая активная
субкультура характеризуется наличием "сцены".
Примечание:
Западноевропейский термин «сцена» (scene) обозначает
как группу (движение), так и тусовку, как место сбора, так и ареал
распространения данного движения. Кроме того, сюда же входит инфраструктура
развлечений, времяпровождения и различных видов коммерции, обслуживающей
данное движение.
В
городах с развитой готической «сценой» это – клубы, пабы, регулярные
концерты готических групп, готические магазины, условленные места сбора в
заброшенных зданиях, на кладбищах. Соответственно, если какой-то человек
начинает посещать эти мероприятия и каким-либо образом становится известен
на готической "сцене" – например, путем знакомства с готами, его начинают
считать частью готической "тусовки" и автоматически - "готом".
ГОТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
В целом готы характеризуют свое мировоззрение как
«романтично-депрессивный взгляд на жизнь».
Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые
депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство,
мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.
Также характерной чертой большинства готов является
восприятие
смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово
«танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия)
следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и
сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и
руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в
вампиров (не мертвых и не живых).
В исходном смысле «танатос» не есть стремление к смерти
или стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт
смерти более развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием
«эрос».
Характерными чертами готов является стремление к
артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным
внешним видом, в занятиях искусством).
ВНЕШНИЙ ВИД, СИМВОЛИКА И АТРИБУТИКА
В целом можно сказать, что по большей части готы носят
черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза.
Хотя это описание подходит не ко всем готам, но большая часть выглядит
именно так. Разнообразием во внешнем виде готы обязаны в первую очередь уже
упомянутому стремлению к артистизму и самовыражению. «Готический имидж»
достаточно разнообразен. Далее приводится описание основных элементов, из
которых он создается.
Корсеты - бывают двух видов: близкие по виду к корсетам
прошлых времен (изготавливаются из бархата, парчи, могут быть различных
цветов) и корсеты, близкие к эстетике садомазохизма (создаются с
использованием современных материалов - латекса, винила и кожи,
преимущественно черный цвет). В эстетике киберготов иногда используются
корсеты из флюоресцирующего пластика. Часто изготавливаются на заказ или
приобретаются в специальных готических магазинах. Платья, юбки - самые
разнообразные, часто созданные по мотивам "исторического" костюма - с
использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда
используются двойные юбки. Изготавливаются преимущественно из бархата,
шелка, парчи, шифона, гипюра. Цвета различные, но доминируют черный,
бордовый, фиолетовый. Иногда платья делаются из современных материалов:
латекса, винила, могут быть как короткими, так и длинными, в основном узкие,
иногда низ юбки и верх платья могут быть оторочены искусственным мехом или
перьями, преимущественно черного цвета, часто в декоративных целях
украшаются цепочками, пряжками, кольцами. Иногда юбки носят и лица мужского
пола. Рукава и вырез кофт и топов часто украшаются кружевами. Кроме
стилизованных под старину изготавливаются кофты с современным дизайном - с
разрезами на рукавах, разнообразными шнуровками (рукава, спина, лиф), с
использованием колец, цепочек. Топы встречаются как бархатные, так и
латексные, виниловые. Доминирующие цвета - черный, фиолетовый, также
украшаются кольцами, цепочками, шнуровками, пряжками. Распространенный вид
готической одежды - кофты-сетки, носимый обоими полами, бывают как с
рукавами, так и без, часто со шнуровкой спереди или на рукавах,
преимущественно из искусственных материалов, различных типов фактуры, обычно
черного цвета. Иногда используются "меховые" кофты, искусственный мех,
длинный ворс, преимущественно черный цвет. Хотя бывают и других, часто
экстравагантных цветов: белый, розовый, салатный.
СОСТАВ СООБЩЕСТВА ГОТОВ
В настоящее время можно выделить четыре самостоятельные
категории готов:
1. Готы–адвенты – самая первая малочисленная волна
готов, сделавшая «кальку» с западной субкультуры готов. Это уже старые
готы, которые чаще всего занимаются шоу-бизнесом и оказывают слабое влияние
на основной состав готов (в силу специфического про-сатанистского снобизма).
Собственная субкультура данной волны 3-4 уровня, однако реализуемая ими
коммерческая деятельность в рамках готической «сцены» повышает численность
представителей слоев для которых характерен 1-2 уровень развития
субкультуры.
2. Хиппи-подобные готы-декаденты – клубная субкультура.
Это вторая волна субкультуры, адаптированная к культурным условиям и
социально-культурной специфике России и Санкт-Петербурга. Дорогая одежда и
атрибутика. Это многочисленный слой готов, определяющих в настоящее время
нормы готов в СПб. Субкультура 2 – 4 уровня.
3. Маргинальные слои готов (про-московская субкультура
готов). Состоят, прежде всего, из подростков из плохо обеспеченных слоев
общества. Преимущественное нахождение на уличных тусовках. Субкультура 1 – 2
уровня. Имеется склонность к вандализму.
4.
Химозники (или «херки») – фанаты окологотической ассимилированной
субкультуры, возникшей вокруг группы «HIM». Относятся к низкокультурным
сообществам, близким к маргинальным. Субкультура 1 – 2 уровня. Имеется
склонность к вандализму.
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ
ГОТОВ:
Специфические признаки готов, мало встречающиеся, либо
не встречающиеся в других молодежных субкультурах:
1. Ношение «египетского креста» - анкха.
2. Ношение кулонов и подвесов с летучей мышью, в том
числе со стилизованной летучей мышью.
3. Длинные волосы на голове, окрашенные в черный
(иссиня) цвет. Длинные волосы могут гармонировать с выбритыми висками и/или
более крупными бритыми участками на голове.
4. Пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический
признак).
5. Черный лак на ногтях у мальчиков. При плохом
качестве лака он
может смотреться как коричневый. Так же выглядит старый, частично сошедший
четный лак.
6. Выбеливание лица белым гримом (встречается также у «кишей»).
7. Крашенные в черный (редко в красный) цвет губы и
обведенные черным карандашом глаза у мальчиков при отсутствии феминных
признаков в поведении (крашенные губы редко встречаются в gay-среде у крайне
феминных мальчиков, обводка черным карандашом глаз редко встречается в среде
панков).
8. Классический наряд «западной ведьмы» с черной
остроконечной шляпой (встречается также как карнавальный костюм на
Хэллоуин).
9. Наряд «под вампира» (Дракулу) с длинным черным
плащом (чаще кожаным, с красной подкладкой). Длинные черные кожаные плащи,
но без красной подкладки встречаются также в среде gay – садомазохистов (GSM),
а также в качестве моды «под чекистов» начали распространяться среди
работников спецслужб.
10.
Использование в одежде поголовно черного цвета (встречается также у
сатанистов, металлистов и gay – садомазохистов).
11. Обильный черный грим на лице. Черные/темно-синие
тени под/под глазами у мальчиков и девочек. Дополнительные рисунки на лице.
Гримирование лица может осуществляться в виде перманентного макияжа, который
держится около 2 мес.
12. У мальчиков в 2005 году появилась мода на длинные
кожаные юбки с вырезами, при полном отсутствии каких-либо иных феминных
компонентов одежды и имиджа (например, в сочетании с армейскими высокими
ботинками на шнуровке и торчащими волосатыми ногами). Эпатаж может быть
усилен за счет большого накладного кармана – «косметички» в районе
промежности.
13. Прослушивание классической симфонической музыки (по
совокупности с другими признаками).
ХИМОЗНИКОВ:
Специфические признаки химозников, мало встречающиеся,
либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах:
14. Ношение шерстяной чёрной шапочки – «вилливалки».
15. Ношение «химограммы» - перевернутой пентаграммы с
закругленными двумя верхними лучами.